В начале статьи хочу отметить, что в ней мы не будем касаться ситуаций, когда повышение производительности труда связано с покупкой новой техники или оборудования. Мы говорим только о ситуациях, когда работник сам повысил свою эффективность и, по идее, должен начать зарабатывать больше.

Однако, по моему опыту, все чаще при возникновении проблем с низкой производительностью труда, собственники и руководители Компаний подумывают о том, что проще купить оборудование, которое позволит максимально снизить влияние человеческого фактора.

Давайте перейдём к вопросам низкой производительности труда и нежелании работников работать больше. Посмотрим всегда-ли это заключение соответствует действительности.

Добавлю только, что рассматриваемые примеры касаются рабочих на сдельной оплате труда. То есть тех, кто, по идее, уже замотивирован работать и зарабатывать!

Вот уже несколько предприятий встретилось мне со схожей ситуацией.

Предприятия хотят повысить производительность труда. Часть из них даже закупают новое оборудование, но все равно не всегда получают желаемый рост.

Начинаю смотреть производственные процессы. Как правило, выявляется большое количество потерь: позднее начало работ, ранее окончание, невысокая интенсивность работы, недостаточная эффективность организации рабочего процесса и т.п. Наблюдаю, выписываю для себя причины всех этих потерь.

Общаюсь с людьми, спрашиваю: «Что мешает сегодня больше производить?»

Ответ рабочих: «Нам невыгодно работать лучше!»

Вопрос: «Как так, почему? Ведь вы же на сдельной системе оплаты?»

Все дальнейшие объяснения проблемы проще описать с помощью следующего примера: рабочий делает 100 деталей, получая за это 100 рублей.

Со временем, мастерство растёт, и он начинает делать 120 деталей и получать 120 рублей. Увидев перевыполнение норм, приходит нормировщик и "корректирует/актуализирует" нормы. Норма становится выше, расценка корректируется вниз.

Теперь работник обязан делать 120 деталей, но получать за них он будет те же 100 рублей.

Вот такая получается схема: повышаешь свою эффективность - в итоге начинаешь работать больше и теряешь в зарплате. И у работника после пары таких "уроков" вырабатывается довольно четкое убеждение: повышать эффективность невыгодно!

Аналогичная ситуация происходит и с тем, когда опытный рабочий ("с головой"): 

- разрабатывает дополнительные приспособления, помогающие вести обработку быстрее;

- начинает работать одновременно на двух станках,

приходит нормировщик, "актуализирует" нормы и расценки. В результате мотивация работника что-либо улучшать стремится к нулю.

Исключение составляют люди, которые вынуждены зарабатывать изо всех сил (ипотека, кредиты и т.п), они начинают работать на износ, включая переработки после смены и работу в выходные дни.

Самое интересное, что при этом на совещаниях руководители этих Компаний тратят много времени и усилий, чтобы придумать как повысить производительность?! 

А тем временем, всего лишь одна служба (чаще всего её название ОТНиЗ или ОТНЗ) добросовестно выполняет свой долг: оперативно корректирует любые попытки превысить норму. Тем самым, неосознанно разрушает большую часть усилий руководства Компании в повышении производительности труда.

Причём, данную службу сложно упрекнуть в их работе: они тянут наследие своего функционала на протяжении десятков лет. Пример эффективности функционала читайте в другой моей статье.

Одними из ключевых слов, описывающих их работу, являются контроль и экономия!

Возможно, настало время концептуально пересмотреть работу таких служб, потому что в сегодняшнем виде их деятельность не помогает бизнесу развиваться! Она сдерживает развитие Компании, а иногда может нанести реальный вред.

Вот один из таких примеров:

Когда рабочие-сдельщики перестают зарабатывать, теряется основной смысл введения сдельной системы оплаты. 

В этой ситуации, для рабочего одним из выходов может быть смена работы: перевод в другой цех или полная смена Работодателя.

В моих проектах я не раз наблюдал такую картину. Общаясь с рабочими, в качестве основной причины ухода или недовольства указывается существующее противоречие системы: одних призывают зарабатывать, а других - экономить!

Часть сторонников повременной системы оплаты скажет: «Именно поэтому всех надо переводить на повременную систему оплаты!»

Но на предприятиях, которые мы обсуждаем, с повременщиками схожая проблема. Единственный способ заработать для них - это использовать переработки. Поэтому они также не стремятся повышать свою эффективность, ведь тогда их зарплата никогда не вырастет.

Они не выполняют сменные нормы, и так как всегда есть срочные заказы, рабочих оставляют на основании приказа после работы или выводят на работу в выходные дни.

Вопрос: «Кто выиграл в итоге?»

  1. Люди работают в течении смены в пол-накала. Повышать эффективность работ им невыгодно, так как либо придётся больше работать, либо потеряют в заработке. В результате зарплата получается невысокая или меньше чем хотелось бы. Через время работники начинают искать другое место работы.
  2. Компания недополучает в выручке, вынуждена держать больший штат сотрудников, со всеми вытекающими последствиями. Плюсом еще - работа по выходным, а это дополнительные затраты электроэнергии и других ресурсов.

Сделайте так, чтобы людям было выгодно работать эффективно и повышать свою эффективность!

На одном из проектов необходимость изменения мышления служб Компании породила следующий призыв: Компания должна помочь заработать людям, чтобы люди в свою очередь помогли заработать Компании!

Простой и понятный лозунг, был услышан и принят руководством этой Компании, и уже через месяц мы увидели рост производительности! А ещё через месяц средние показатели выработки, с момента начала работ, выросли от 20 до 40%!

Если у вас есть проблемы с ростом производительности труда, попытайтесь понять почему. Пообщайтесь с людьми, проверьте гипотезу о "беспощадных нормировщиках".

Если вы ничего не найдёте либо возникнут сложности с реализацией - позвоните или напишите мне! Найдём решение и для вас!

 
{jcomments}
Поделиться:

Реализованные проекты в Компаниях

© 2019, Вячеслав Орешкин